Конструкция динги — простая и прочная. Изготовить лодку своими руками — дело посильное любому домашнему мастеру. Главное — добиться максимальной точности при разметке и обработке всех деталей и обеспечить надежность клеевых соединений. Работа требует большого внимания и терпения. Каждую деталь нужно тщательно подогнать по месту установки и, при необходимости, доработать.
Изготовление корпуса
Основной строительный материал — водостойкая фанера.
Деревянные детали швертбота должны быть изготовлены из древесины твердых пород. Обратите внимание на то, чтобы древесина была прямослойной и без сучков.
Начать работу следует с изготовления киля, состоящего из двух частей. Задняя часть сделана из цельного бруска, а передняя, изогнутая, склеивается в несколько слоев из реек.
Клеевые соединения выполняются с применением водостойкого двухкомпонентного или эпоксидного клея. Для соединения деталей рекомендуем использовать шурупы из латуни или нержавеющей стали.
Стрингеры изготавливаются из реек 38х 15 мм. Скуловая кромка обрабатывается рубанком или напильником после крепления обшивки днища. Здесь нужен хороший глазомер: форма кромки должна соответствовать изогнутой форме бортовой обшивки, угол здесь постоянно меняется.
Обшивка крепится на клею и латунных шурупах 3,6x12 мм. Головки шурупов должны быть утоплены.
Камеру, обеспечивающую плавучесть лодки, заполните пенопластом или уложите в нее наполненную воздухом емкость.
Буртики (20x12 мм) расположены снаружи по периметру корпуса на уровне причального бруса, стрингера и киля.
Листы обшивки днища на участке от шверта до носа стыкуются под килевой доской. Гладко обработать рубанком, затем наклеить буртики.
Боковой профиль киля обработать рубанком и напильником так, чтобы он по форме соответствовал носовому транцу и поперечной переборке.
Носовую планку и планку поперечной переборки приклеить к килю встык и дополнительно крепить шурупами снизу.
Кницу можно изготовить из доски или из толстой водостойкой фанеры.
Бортовую обшивку прикрепить на клею и латунных шурупах к угловым рейкам.
Палубу, бортовую обшивку и обшивку днища изготавливаем из водостойкой фанеры толщиной 4 мм. Контуры деталей, следуя приведенному рисунку, переводим в увеличенном виде согласно масштабной сетке на фанеру. Детали показаны в виде готовой развертки, на шпангоутах подгоняем их точно встык. Переднюю изогнутую часть киля из одной доски делать нельзя. Изготавливаем ее, склеивая друг с другом 6 реек 34x10 мм.
Парусная оснастка и такелаж
После изготовления корпуса его отделывают изнутри, изготавливают рангоут и парусную оснастку, делают шверт, руль и весла с уключинами.
Собственно монтаж швертбота начинается только тогда, когда все детали будут тщательно изготовлены и подогнаны друг к другу. Торопиться при этом не стоит.
Запаситесь терпением и делайте все детали с небольшим припуском на обработку. Размеры доводите до заданных постепенно — чересчур короткая деталь годится разве что в отходы!
Оборудование динги начните с монтажа кормовой банки и швертового колодца. В центре банку поддерживает стойка из фанеры, а у бортов ее кромки зажаты между фанерными фиксаторами. Такое крепление исключает сдвиг банки.
При изготовлении швертового колодца особое внимание нужно обратить на его водонепроницаемость, а также на то, чтобы между колодцем, корпусом динги и килем не было ни малейшего зазора.
Руль крепится к корпусу с помощью деталей, позволяющих его легко снимать. Детали узла крепления, как и остальные специальные детали, можно приобрести в спортивном специализированном магазине. Выбирайте нужный вам тип устройства, не забывая проверять качество деталей.
Для паруса лучше всего подойдет легкая водоотталкивающая нейлоновая ткань. В довершение всего готовый корпус надо тщательно покрыть несколькими слоями водостойкого лака.
Детали и материалы оснастки
Наименование детали | Кол-во | Размеры, мм |
Носовые слани | 2 | 720x500x4 |
Кормовые слани | 2 | 700x500x4 |
Носовая банка | 1 | 915x190x12 |
Средняя банка | 2 | 535x150x12 |
Кормовая банка | 1 | 975x240x12 |
Перо руля | 1 | 350x100x12 |
Баллер руля | 3 | 370x50x12 |
Румпель | 1 | 600x50x25 |
Перо шверта | 1 | 600x240x18 |
Головка шверта | 1 | 340x38x15 |
Мачта | 1 | 3000x38 |
Верхняя часть реи | 1 | 1950x20 |
Нижняя часть реи | 1 | 2250x20 |
Еще понадобятся: эпоксидный или другой водостойкий клей, латунные шурупы с головкой впотай, болты М10 с барашковыми гайками, рым-болты, коуши, нейлоновая парусина 170 г/м2, блоки, уключины, рулевые крепления, киповые планки, корабельный лак.
Для внутренней отделки - водостойкая фанера различной толщины. Для такелажа - нейлоновая парусина, такелажная оснастка, алюминиевая труба или деревянный кругляк.
Примечания
1. Динги (англ.). Так называют небольшие гребные и парусные лодки.
Журнал «САМ» №3, 1998 год