Все это есть у радиофизика из г. Саратова Ю.А. Волкова, давно увлекающегося изготовлением различных станков и приспособлений для домашней мастерской.
В своем письме он рассказывает о сверлильном станке, сделанном из штатива фотоувеличителя и привода старой швейной машинки.
На этом станке, кроме сверления, можно шлифовать и полировать, а также фрезеровать небольшими дисковыми фрезами Столь широкие возможности обеспечиваются за счет поворота рабочего механизма станка относительно штатива на 90° или 180°. Применение электродвигателя с реостатом (педалью) от швейной машины позволяет регулировать обороты практически от нуля до 700 или 1400 об/мин (верхняя граница обусловлена используемым шкивом).
Кроме того, штатив может вращаться вокруг своей оси на 360°, что дополнительно расширяет возможности станка.
В этой модели использован штатив с подъемным механизмом и кронштейном от фотоувеличителя УПА. Остальные детали увеличителя снимаются.
В качестве привода применен двигатель с реостатом от швейной машины «ТУЛА» типа ШЭ-1, мощностью 18 Вт и скоростью вращения 4000 об/мин. Небольшая мощность двигателя компенсируется значительным передаточным отношением на шкивах, поэтому момент на валу вполне достаточен для сверления отверстий диаметром до 6 мм в черных и цветных металлах. Патрон для сверл до 6 мм взят от ручной дрели. Из чертежей видно устройство станка Уголок (7) со шпильками (8) болтом М8 (16) крепится к подъемному механизму фотоувеличителя (17) (вместо снятых деталей фотоувеличителя).
Корпус (10) вставляется в кронштейн (6) и фиксируется гайкой (5). Затем в корпус с обеих сторон вставляются подшипники (11). Обратите внимание, что примененные подшипники имеют защитную шайбу. Устанавливать их в корпус следует шайбой наружу. Далее корпус нанизывается на вал (1), затем на вал одевается втулка (4) и оба шкива (2, 3). Все это затягивается гайкой М8 (13) до исчезновения люфта в подшипниках, при этом вращение вала должно быть легким, без рывков и перевалов. Чрезмерная, как и слабая затяжка нежелательны.
Собранная конструкция прикручивается болтом М8 (16) к уголку (7) под необходимым углом путем совмещения пары шпилек уголка (7) и соответствующей пары отверстий в кронштейне (6).
На вал двигателя надевается шкив (19). К корпусу двигателя на четырех винтах М3 крепится скоба (9), которая, в свою очередь, закреплена винтом М6 (15) к кронштейну (6).
Прорезь в скобе служит для удобства натяжения ремня.
Двигатель и реостат соединяются как в швейной машине. Параллельно реостату подсоединяется выключатель, который позволяет включить станок, шунтируя реостат.
Для повышения прочности конструкции к внутренней стороне крышки чемоданчика прикручивают на винтах М5 опору (18) из стального листа.
Станок готов к работе.
Разбирая станок для хранения, необходимо лишь открутить кронштейн от уголка, снять скобу с двигателем и вынуть штатив из гнезда в крышке.
Все детали прекрасно умещаются в чемоданчике. Применение более мощного двигателя (90 Вт, 6000 об/мин) позволит использовать сверла диаметром до 9 мм. При этом на валу вместо резьбы М10x1 протачивают конус под соответствующий патрон.
От редакции: При изготовлении деталей станка особое внимание следует уделить корпусу и валу, т.к. от качества их изготовления будет зависеть амплитуда биения вала станка при сверлении и фрезеровке Чтобы максимально уменьшить биение, необходимо установить подшипники с минимально возможным зазором или небольшим натягом, а при обработке посадочных поверхностей корпуса и вала под подшипники должна быть обеспечена их соосность.
Ременную передачу в целях безопасности рекомендуем закрыть съемным защитным кожухом.
Журнал «САМ» №11, 1998 год